Двойное сцепление
Информация о коробках передач с двойным сцеплением все чаще появляется в автомобильных изданиях, однако далеко не все себе представляют, что это такое, зачем оно вообще нужно и как происходит работа КПП с двумя сцеплениями. Для общего понятия разберем основное - двойное сцепление принцип работы и устройство КПП с двойным сцеплением.
Небольшой экскурс
В серийные машины КПП с двойным сцеплением пришли из автомобильного спорта, а точнее с гоночных треков, где гонщикам приходится «воевать» за каждую долю секунды.
На автомобилях с одним сцеплением при переключении передач двигателя с турбонаддувом теряли часть мощности, так как резко падало давление в турбине. Созданная же инженерами компании Porsche коробка переключения передач с двойным сцеплением позволяла переключать передачи (не сбрасывая газа) под нагрузкой.
Основное преимущество двойного сцепления в том, что передача крутящего момента от силовой установки к колесам происходит без потери мощности.
Устройство коробки передач с двойным сцеплением
КПП с двойным сцеплением или преселективная коробка передач – наиболее эффективная трансмиссия по сравнению с «механикой» и «автоматом». Такой тип трансмиссии еще называют DCT (dual clutch transmission). Концерн Volkswagen обозначает такие КПП - DSG (англ. аббревиатура Direct Shift Gearbox).
Особенностью устройства АКПП DSG с двухдисковым сцеплением является наличие двух первичных валов, установленных один внутри другого. В свою очередь этот двойной первичный вал соединяется с двумя вторичными валами. При этом два сцепления – внешнее и внутреннее, отвечают каждое за свой вал. Так внешний вал отвечает за четные передачи, внутренний – за нечетные.
По сути это две коробки передач, объединенные в одном корпусе.
Принцип действия двойного сцепления
При включении первой передачи, когда автомобиль начинает движение, автоматика сразу подготавливает «вторую». При переключении передач 1-е сцепление размыкается, а 2-е замыкается. Затем автоматика «понимает», что машина разгоняется и подготавливает «третью» и т.д.
Определяя следующую передачу автоматика берет в расчет:
·Положение педали газа (ускорение или торможение);
·Скорость вращения валов коробки передач;
·Скорость вращения колес;
·Положение кулисы КПП.
Исходя из этих данных, автоматика либо готовит, например, при движении на 4 передаче, к включению 5-ю передачу, либо 3-ю.
В момент переключения оба сцепления на сотые доли секунды становятся замкнутыми и мотор остается соединенным с ведущим мостом и практически не происходит потери крутящего момента.
Момент переключения передачи занимает около 8-10 миллисекунд.
Двойное сцепление бывает двух типов- мокрое и сухое. Мокрое сцепление применяется в КПП с четным количеством ступеней (DSG6), а сухое с нечетным (DSG7). Большему износу подвержены коробки с сухим сцеплением.
Существенным минусом коробок передач с двойным сцеплением является сложность их устройства и соответственно высокая стоимость самой КПП и ее ремонта. Плюс не каждый автосервис возьмется за подобный ремонт.